Работа над сказкой
- Как называется сказка, кто её сочинил?
- Определи тип сказки (бытовая, о животных, волшебная).
- Назови героев. Какие это герои?
- Какие события описываются в сказке?
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- Найдите слова и выражения, которые хочется запомнить.
- Как относится автор к своим героям?
- Какой урок даёт сказка?
В бытовых сказках высмеивается скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает. В волшебных сказках добро всегда побеждает зло благодаря какому-нибудь чуду. Характерно троекратное повторение какого-нибудь эпизода.
Признаки сказки
- зачин
- волшебные предметы
- троекратный повтор
- борьба добра и зла
- добро побеждает зло
- концовка
Сочинение сказки
- О чём будет сказка?
- Чему она должна научить?
- Придумайте героя или героев вашей сказки.
- Что с ними произойдёт? Какие приключения ждут?
- Какие волшебные предметы будут в сказке?
- Кто будет противостоять героям?
- Как добро победит зло?
- Какие троекратные повторы вы будете использовать?
Образные средства языка
- Метафора – употребление слова в переносном значении. Под крышей белый гвоздь висит.
- Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным. Часы ходят, ветер воет.
- Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей художественной выразительности. Повернулось к солнцу золотое донце.
- Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим. Кругла, как шар; красна, как кровь.
Анализ стихотворного произведения
- Подумай какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение?
- Что могло послужить поводом для создания этого произведения?
- Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными (прочитав их, ты смог представить себе написанное).
- Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми?
- Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.
- Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.
- Какова роль этих сравнений?
- Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении?
- При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения?
- Какую иллюстрацию ты бы сделал к этому стихотворению?
Правила выразительного чтения стихотворного произведения
Прочитай произведение « про себя » и определи его главную мысль, идею.
Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:
- темп (скорость)
- интонацию
- громкость чтения
- жесты и мимику
При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.Обязательно соблюдай:
- рифму (делай правильное ударение в словах);
- стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).
Постарайся выразить:
- эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;
- эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.
Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения.Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.