— Narrabatur Ulixes a procis cognitus non esse

— Обучая, мы учимся сами

© Все права защищены 2013

Голубых Елена Владимировна

Kognitus.ru

Яндекс.Метрика

Памятки по литературному чтению

Работа над сказкой

  1. Как называется сказка, кто её сочинил?
  2. Определи тип сказки (бытовая, о животных, волшебная).
  3. Назови героев. Какие это герои?
  4. Какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите слова и выражения, которые хочется запомнить.
  7. Как относится автор к своим героям?
  8. Какой урок даёт сказка?

В бытовых сказках  высмеивается скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

В волшебных сказках  всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает. В волшебных сказках добро всегда побеждает зло благодаря какому-нибудь чуду. Характерно троекратное повторение какого-нибудь эпизода.

Признаки сказки

  • зачин
  • волшебные предметы
  • троекратный повтор
  • борьба добра и зла
  • добро побеждает зло
  • концовка

 Сочинение сказки

  1. О чём будет сказка?
  2. Чему она должна научить?
  3. Придумайте героя или героев вашей сказки.
  4. Что с ними произойдёт? Какие приключения ждут?
  5. Какие волшебные предметы будут в сказке?
  6. Кто будет противостоять героям?
  7. Как добро победит зло?
  8. Какие троекратные повторы вы будете использовать?

 Образные средства языка

  • Метафора – употребление слова в переносном значении. Под крышей белый гвоздь висит.
  • Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным.    Часы ходят, ветер воет.
  • Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей художественной выразительности. Повернулось к солнцу золотое донце.
  • Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим. Кругла, как шар; красна, как кровь.

 

Анализ стихотворного произведения

  1. Подумай какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения?
  3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными (прочитав их, ты смог представить себе написанное).
  4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми?
  5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.
  6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.
  7. Какова роль этих сравнений?
  8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении?
  9. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения?
  10. Какую иллюстрацию ты бы сделал к этому стихотворению?

 

Правила выразительного чтения стихотворного произведения

Прочитай произведение « про себя » и определи его главную мысль, идею.

Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:
  • темп (скорость)
  • интонацию
  • громкость чтения
  • жесты и мимику
При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.
Обязательно соблюдай:
  • рифму (делай правильное ударение в словах);
  • стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).
Постарайся выразить:
  • эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;
  • эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.
Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения.
Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.