— Narrabatur Ulixes a procis cognitus non esse

— Обучая, мы учимся сами

© Все права защищены 2013

Голубых Елена Владимировна

Kognitus.ru

Яндекс.Метрика

Концепция УМК "Перспектива"

Учебно-методический комплекс «Перспектива» (УМК «Перспектива») предлагает вариант эффективных, инструментальных ответов на эти и многие другие вопросы, основанных на объединении ресурсов, накопленных в последние десятилетия, с одной стороны, в российской методологической и педагогической научных школах (РАГС, РАО, АПК и ППРО) и реализованных в дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа  2000...» (Л.Г. Петерсон), а с другой стороны — в специально разработанном в соответствии с требованиями ФГОС научно-методическом комплексе завершённых предметных линий учебников «Перспектива», позволяющем создать в классе и школе современную информационно-образовательную среду, адекватную целевым установкам концепции «Наша новая школа».

В чём новизна этого подхода? Какие преимущества он даёт по сравнению с другими подходами?

Прежде всего УМК «Перспектива» даёт чёткий и эффективный ответ на вопрос «Как обучать?». На этапе перехода к новой деятельностной парадигме образования новый деятельностный метод обучения, разработанный Л.Г. Петерсон на основе достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), прошёл широкую практическую апробацию, воспринят учителями и доказал свою результативность как с точки зрения реализации ценностей традиционной школы, так и с точки зрения формирования личностных и метапредметных результатов образования ФГОС в их достаточной полноте (формирование универсальных учебных действий и умения учиться в целом).

Предложенные в УМК «Перспектива» принципиально новые дидактические основы организации образовательного процесса деятельностного типа, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, методический потенциал завершённых предметных линий в полном соответствии с учебным планом ФГОС обеспечивают создание здоровье сберегающей, развивающей и воспитывающей информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Учебно-методический комплекс «Перспектива» имеет полное программно-методическое обеспечение учебного плана ФГОС (раздел III,п. 19.3) и включает такие новые для начальной школы разделы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика, иностранные языки. Таким образом, комплекс «Перспектива» даёт целостный ответ на вопрос «С помощью чего учить?», в полной мере соответствующий требованиям ФГОС к методическому обеспечению образовательного процесса.

ВЕДУЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ И КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ПЕРСПЕКТИВА» В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Главной целью учебно-методического комплекса «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к само изменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравственному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности (Закон РФ «Об образовании», ст. 14, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС).

Основополагающим ядром УМК «Перспектива» является система учебников. Система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю целостно обеспечивать весь комплекс требований к организации современного образовательного процесса, который определён ФГОС как инструмент реализации действующей нормативной базы образования.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации личности в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны. Реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников средствами курсов предметной области «Филология» УМК «Перспектива» также способствует концепция гуманистической школы Л.Ф. Климановой.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон, синтезирующая на основе системно-деятельностного подхода не конфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой системы учебников «Перспектива» является методический инструментарий завершённых предметных линий учебников по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п. 19.3) и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов, создающая условия для эффективного достижения поставленных перед современным образованием целей и задач (предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение).

Все компоненты УМК «Перспектива» прошли широкую практическую апробацию в различных регионах России с положительными результатами, что придаёт решению поставленных перед образованием задач надёжность, системность, прогнозируемость, результативность.