— Narrabatur Ulixes a procis cognitus non esse

— Обучая, мы учимся сами

© Все права защищены 2013

Голубых Елена Владимировна

Kognitus.ru

Яндекс.Метрика

Русский язык 4 класс

УМК «Перспектива»

Русский язык

 4 класс

170 часов (5 часов в неделю)

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы  по русскому языку для 1-4 классов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива» М., Просвещение, 2011), учебного плана образовательного учреждения.

Цель рабочей программы — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Осуществление этой цели и представляет собой, прежде всего реализацию развивающей функции учебного предмета «русский язык».

Цель курса:

  • ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способности к творческой деятельности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она соответствует миссии, целям и особенностям МАОУ ДСОШ №2.

Педагогическая целесообразность использования авторской программы по русскому языку для 1-4 классов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной заключается в том, что в рамках изучения русского языка есть возможность создать условия для формирования ключевых компетентностей. Программа обеспечивает современное качество образования по русскому языку на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы начального общего образования.

Основное содержание

  1. Повторяем – узнаём новое – 24 ч. Входной контрольный диктант. Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Речевая культура. Обращение. Текст как речевое произведение. Контрольная работа.
  2. Язык как средство общения – 40 ч. Средства общения. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Простые и сложные предложения. Словосочетание. Проверочная работа. Слово и его значение. Контрольная работа.
  3. Состав слова – 20 ч. Состав слова. Однокоренные слова. Контрольная работа.
  4. Слово как часть речи – 81 ч. Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Имя существительное. Проверочная работа. Имя прилагательное. Проверочная работа. Местоимение. Проверочная работа. Глагол. Контрольная работа. Имя числительное. Наречие. Итоговый контрольный диктант.
  5. Повторение – 5 ч.

Требования к результатам

Учащиеся должны знать:

• алгоритм определения склонения существительного;

• окончания имен существительных при склонении;

• склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;

• склонение имен прилагательных во множественном числе;

• правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числах;

• понятие о неопределенной форме глагола;

• изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);

• глаголы 1–2-го спряжений;

• правописание безударных личных окончаний глаголов;

• мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;

• изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;

• правописание частицы не с глаголами;

• правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся );

• служебные части речи.

Учащиеся должны уметь:

• ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;

• устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;

• распознавать местоимения, определять их число и лицо;

• писать раздельно местоимение с предлогом;

• правильно писать падежные окончания прилагательных;

• определять время, число и спряжение глаголов;

• спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;

• распознавать неопределенную форму глаголов;

• писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;

• писать не с глаголами раздельно;

• писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;

• писать диктанты различных видов;

• проводить фонетический разбор слов;

• объяснять написание слова с точки зрения орфографии;

• разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;

• производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж и число имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;

• производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;

• определять тему и основную мысль текста;

• озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;

• распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;

• писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка;
  • о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого этикета.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

• сравнение;

• анализ;

• синтез;

• классификация и обобщение по родовидовым признакам;

• установление аналогий и причинно-следственных связей;

• построение рассуждений;

• отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.